ИНТЕРВЬЮ с российским писателем, публицистом и педагогом, лауреатом Патриаршей литературной премии Владимиром Николаевичем Крупиным.
М.А.: Добрый день, Владимир Николаевич, с большой надеждой пригласили Вас в Вашу любимую юношескую библиотеку Городского округа Балашиха, что на улице Спортивная, 17. (Здесь находится первоначальная музейная экспозиция жизни и творчества В.Н.Крупина). А общение наше вызвано желанием обсудить перспективы реализации Указа Президента РФ В.В.Путина «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» (№401 от 27 июня 2022 года). В Указе названа серьёзная дата, связанная с историей отечественной педагогики – 200 лет К.Д.Ушинскому. И редколлегия литературно-публицистического журнала «Балашиха: голоса сердец» приняла решение посвятить целый номер журнала в 2023 году этой теме.
В.Н.: Этот Указ Президента РФ и его содержание приложимо к любой профессии, к любому делу. Вот пришёл мальчик на завод, пошёл на стройку, как же без наставника? Поэтому очень важно найти себе в своей жизни хорошего наставника.
М.А.: Педагог, наставник, какой он должен быть?
В.Н.: Обязательно, непременно любящий своих учеников. Помните, у Андрея Платонова: пошел мальчик в школу, вернулся и говорит своей матери: «Мама, а у меня сейчас есть ещё мама». Он говорил об учительнице. И это отношение взаимной любви ученика к учителю не изменили никакие катаклизмы и реформы образования. Мало того, мне сейчас вспомнились первые опыты советской педагогики, которые предлагали изъять всё наследие нашего российского прошлого, включая православие. А ведь вспомним любимые детские книжки: «Робинзон Крузо» Д.Дефо, где друг Робинзона Крузо Пятница в итоге стал пастором (слуга-дикарь стал христианином - последний том трилогии о жизни и приключениях отшельника «Серьёзные размышления в течение жизни и удивительных приключениях Робинзона Крузо, включающие его видения ангельского мира» - ком.М.А.)
Или Герда из «Снежной королевы» Х.К.Андерсена… Она идёт на поиски Кая и непрерывно читает молитвы! Любой человек, даже дикарь, всё равно чувствует неземные силы, которые вне нас, над нами – это ощущают все народы мира. Но только православные люди счастливы тем, что они обладают знанием о воплощении Бога в Иисусе Христе. И главные человеческие заповеди – они все в Евангелии, главный наставник человека – Иисус Христос. Прощайте друг друга, учитесь друг у друга, потому что все мы – наставники друг у друга.И конечно, сама жизнь – наш Главный Наставник и Учитель!
М.А.: Какова Ваша педагогическая практика в жизни?
В.Н.: В своём Московском областном пединституте (МОПИ) я вёл литературный кружок. Это был, и остался таким, русский патриотический институт (сейчас это Областной педуниверситет (МГОУ). Затем преподавал в Литературном институте, вел литературный семинар. Преподавал древне-русскую литературу в Академии живописи, ваяния, зодчества. И незабываемы годы преподавания в Московской Духовной академии.
М.А.: Какова работа со студентами, которые избрали своей профессией литературное творчество? Студент- талантливый, способный, а если нет способностей?
В.Н.: Нужно попробовать дать ему другое задание, сменить тему, чтобы студент испытал себя ещё раз. Губит молодых в период взросления то, что они начинают метаться в выборе своего пути. Куда направить себя? Туда, где выгоднее? Но ведь надо судить не выгоде, а по призванию. А подражание кому-то губит. Подражательность, сотворение кумира – это губительное качество. Вспомним: «Задрав штаны, бежать за комсомолом». А попытки творчества у детей нужно поощрять обязательно. Главная задача гуманитарных наук – притянуть детей к освоению классического наследия! То есть, к чтению! Человек читающий на десять голов выше человека не читающего! Но что читать? Литературы вокруг самой разнообразной – огромное количество, и подчас библиотекам навязывают, какую литературу брать в свои фонды, а это или сплошные детективы, или биографии знаменитостей (а в знаменитостях уже и преступники), всё это наслаивается на сознание детей, отроков, и калечит их сознание, их души. Нет, нас спасёт только классика! Классика в литературе! Вспоминаю времена, когда в Государственную Думу приглашали писателей. Было проведено обсуждение школьных учебных программ, уже тогда началось нашествие на учёбу, пришла «БАБА ЕГЭ», многое убирали в программах даже из Пушкина. Я выступил по этому поводу в защиту классического литературного наследия. Дама из Минпросвещения очень на меня наступала: «Куда Вы нас ведёте? К лаптям? К лучине? О чем Вы говорите? Скажите, это на каком языке?» И читает: «Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая. Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке. (Глава V «Евгений Онегин»). И прямо кричит: «Переведите мне это на русский язык!» Нынешним учителям литературы трудно. Их обязательно надо освободить от чудовищного объёма отчётности и документации. Есть свобода выбора произведений для преподавания, но потом это же надо тысячу раз доказать, что твой выбор верный. Но с радостью скажу, что хорошие учителя не исчезли в России.
М.А.: Нет, не исчезли. У нас в городе много хороших, и при этом, молодых учителей. Некоторые участвуют в правлении ЛИТО «Метафора». Сами учителя придумывают много новых интересных проектов, например, на обсуждении «Года педагога и наставника» ими был предложен городской Конкурс чтецов с исполнением стихов балашихинских поэтов ко Дню Города. Разработаем Положение конкурса, распространим по школам, организуем отбор участников городского этапа внутри школ. Можно спросить, зачем им это? Столько хлопот и забот! За это никто и ничего не заплатит. Но есть неравнодушие к ученикам, душевное отношение к своему делу. А вы помните свою первую учительницу?
В.Н.: У меня была не учительница «с седыми прядками над нашими тетрадками», а фронтовик – Пётр Фомич Смирнов, в гимнастёрке, в военных сапогах – это мой первый учитель. Он был друг отца. Я пошёл в школу с 5 лет, уже читал, со мной занимались мои старшие братья и сестры. Но в школу меня не брали по возрасту, я ревел 1 сентября, 2 сентября, и мама сказала: «Отец, отведи его к Петру Фомичу. Пусть посидит в школе». Меня посадили на заднюю парту, но я чувствовал себя изгоем, меня не спрашивали, в журнал ничего не ставили, к доске не вызывали. Тогда я стал рисовать войну, она только что закончилась. Пётр Фомич посмотрел рисунок, поставил отметку. Я так обрадовался, схватил тетрадку и побежал к маме. «Мама, мама, мне оценку поставили. Вот так палочка, так палочка и точка!» Это был кол с подпорой, единица. Спустя годы я написал рассказ, так его и звал «Кол с подпорой».
М.А. Вернёмся к наставничеству.
В.Н. Наставничество – великое дело. Оно всегда было в России. В церковно-приходских школах при детях всегда был дьячок, от него за непослушание можно было и подзатыльник получить. Ну, а как воспитать лодыря? Обучение шло по Псалтырю, это обучение, прежде всего, нравственности.
М.А.: Так чего же нам сейчас не хватает в школе?
В.Н.: Не хватает воспитания совести.
М.А.: Как Вы сами себя самосохранили как человека?
В.Н.: Очень просто - жил, как жили родители, односельчане, слушался учителей. По ходу жизни часто был начальником. Но это меня не испортило. В России начальники двух типов. Одни – карьеристы, другие поступают по совести: в бою убило командира, сержант поднимает бойцов в атаку «Идите за мной!» Что-то ведь его подняло с земли! Также на производстве, заболел руководитель, и оказывается, простой рабочий встаёт на уровень руководителя. А ещё у меня всегда были очень верные, честные и порядочные друзья. Тоже не давали отклониться в сторону корысти или карьеризма. Я сейчас в эти дни под впечатлением потери одного из лучших друзей, дружили 45 лет, это поэт Анатолий Гребнев. Бывал здесь много раз, вот в доказательство любви к здешним местам: «Привет, мой друг. Тоской влеком, я за тобой след в след ступаю. В твоём Никольском-Трубецком я, как убитый засыпаю». Вот расскажу его стихотворение, он мне его за два дня до кончины прочитал по телефону.
День родилсЯ. И радостный и чистый,
Один из золотых последних дней,
Когда летят, летят по ветру листья
Восьмидесятой осени моей.
Восьмидесятой осени. О, Боже,
О том ли надо мне сейчас тужить?
Спасибо, Боже, что я столько прожил,
Хотя ещё хотелось бы пожить.
Перекрещусь у дедовской божницы,
Легко сбегу с родимого крыльца
В осенний мир, где желтый лист кружится,
Где нет и ни начала, ни конца.
М.А.: Вы – единственный свидетель сочиненного стихотворения?
В.Н.: Да, я его записал, и оно уже несколько раз напечатано в разных изданиях. Могу назвать целый ряд прекрасных поэтов, из плеяды так называемых «деревенских поэтов», которые вырастили моего друга: И.Никитин, И.Суриков, А.Кольцов, С.Есенин. Но этот термин был придуман, чтобы унизить русских поэтов и прозаиков – термин «деревенская проза, деревенская поэзия», а это магистральное, главное направление русской литературы.
А для моего самосохранения, представьте себе, мне в жизни очень помогли девушки. Я писал стихи, влюблялся, какой ты поэт, если не влюбляешься? На одном из школьных вечеров я сказал девушке Гале: «Давай с тобой ходить!» Это означало – дружить. Она: «С тобой?» И после такого ответа я пошёл топиться. А потом в дневнике записал: «Я понял, что меня никто никогда не будет любить, мне остаётся только работать!» Был по возрасту и росту закомплексованный. Всегда нравились библиотекарши. Они сидели за барьером и представлялись мне, что это – неземные люди. Это богини Книжного царства. Очень много читал. И, наконец, однажды библиотекарша сказала: «Иди за книжками сам». Открыли мне барьер, и я вошел в это царство. И остался в нём (Смеётся).
М.А.: Вы сказали, что в 5 лет уже хорошо читали? Кто вас научил?
В.Н.: Старшие братья и сестры. По азбуке, букварю. Память была хваткая. Мама читала для нас, вслух, ежедневно, сказки, песенник. Залезали на полати, на печь и мама читала при керосиновой лампе. Говорила, что берегла наше зрение, но разве только это? Нет, это совместное чтение крепило семью, соединяло нас с героями книг, созидало примеры жизненного поведения.
Мама, со своими четырьмя классами, была великим педагогом, не принуждала что-то делать, всё делала очень естественным образом, у неё были свои методы воспитания, умела найти к каждому ребёнку свой подход. Была набожна: «Идите с Богом! Слава Богу!»
На мой взгляд, женщина должна вести дом, это мои принципы. Правильны три немецких слова для женщины: Кирхе, Киндер, Кюхе, (Церковь, Дети, Кухня). Россию спасает именно женщина, особенно в периоды опасности – Россию из тяжелых ситуаций всегда вытягивала именно женщина. Это доказано веками.
М.А.: Расскажите, какова сейчас ситуация в мире поэзии и прозы в России?
В.Н.: Могут назвать ряд интересных имён в поэзии именно среди женщин: Светлана Сырнева, Диана Кан, Надежда Мирошниченко, Валентина Коростелёва.
М.А.: Владимир Николаевич, а кого из филологов современности Вы можете с гордостью назвать как людей Вашего круга?
В.Н.: Шмелёву Анну Владиславовну – заведующую кафедрой методики преподавания русского языка и литературы факультета русской филологии Историко-филологического института Московского государственного областного университета, которая возглавляет Ассоциацию преподавателей русского языка и литературы Московской области. Семыкину Елену Николаевну – заведующую кафедрой русской и зарубежной литературы и методики преподавания Белгородского государственного университета, которая защитила кандидатскую диссертацию на тему «Творческие искания В.Крупина 1970-90-х годов». Шаталову Ольгу Викторовну, декана филологического факультета.
Интересные писатели современности: Михаил Сизов и Николай Иванов из Сыктывкара. У них – «путевая проза», ездят по стране, по нашей России и пишут о ней. В ноябре празднуем юбилей Станислава Юрьевича Куняева – ему 90 лет, он до сих пор главный редактор журнала «Наш современник». Нас, уже таких зрелых «стариков» - писателей осталось совсем мало. В Москве Константин Скворцов, Владимир Личутин, Анатолий Ким. В Кургане Виктор Потанин, в Ленинградской области Николай Рачков. Из более молодых Николай Иванов, председатель Союза писателей России, и поэт, тоже Иванов Геннадий, первый секретарь Союза. Так что мы Ивановы, Иваны, помнящие родство.
М.А.: Владимир Николаевич, спасибо Вам за беседу, за интересные высказывания, характеристику нынешней ситуации в литературе. Очень хотим видеть Вас в наших учреждениях культуры и образования. Приходите к нам, Владимир Николаевич, мы нуждаемся в Вашем метком слове, в Ваших мыслях. Будьте нашим Наставником!